Таинство Крещения

Понятие о Таинстве

Крещение – это одно из семи Таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной.

Условия принятия Крещения

Для принятия Крещения от взрослого человека требуется сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Покаяние же заключается в осознании своей греховности и в решимости исправиться и начать новую жизнь.

Младенцев Православная Церковь крестит по вере родителей и восприемников, которые, произнося исповедание веры, дают обязательство воспитать детей в вере и сделать их Крещение сознательным.

Чинопоследование Таинства

Если Крещение совершается над младенцем, то в самом начале читаются так называемые молитвы 8-го и 40-го дня. В 8-й день после рождения ребенку нарекалось имя, для чего он приносился в храм, и там читалась молитва на наречение имени. На сороковой день мать уже сама приходила с ребенком в храм, где читались молитвы над ней и ребенком.

Если Крещение совершается над взрослым человеком, то вначале следуют молитвы, предваряющие Крещение.

Сначала читается молитва “во еже сотворити оглашенного”, после которой человек становится оглашенным, то есть еще некрещеным, но уже христианином.

Далее читаются особые “запрещения”, во время которых из сердца человека изгоняется диавол. После запрещений и запретительных молитв совершается чин отречения от сатаны. Сам крещаемый должен изъявить свою решимость не служить более нечистым силам.

Поскольку маленькие дети сами еще не могут говорить и отвечать за себя, то от их имени отречения произносят крестные. Тем самым они дают обещание, что будут участвовать в воспитании детей и приложат все силы, чтобы повзрослевшие дети своей жизнью отрекались от диавола и служения ему.

За чином отречения от сатаны следует чин сочетания (соединения) со Христом. В рамках этого чина крещаемый читает Символ веры. Символ веры — это исповедание своей православной веры и в то же время своего рода торжественное обещание соблюдать эту веру до конца своих дней.

После этого читается заключительная молитва оглашения и на этом приготовление ко Крещению заканчивается.

Далее священник одевает белое облачение, чтобы начать чинопоследование самого Крещения.

Вначале совершается великое освящение воды, подобное тому, что происходит накануне праздника Крещения Господня. Затем освященным елеем крестообразно “знаменуется” вода и помазывается крещаемый. Елей в данном случае символизирует и масличную ветвь, которую принесла голубица Ною после потопа (крещаемый, словно Ной, должен пройти очищение через воду), и милосердие Божие (“елей” с греческого языка переводится и “масло”, и “милосердие”), а также будущее обновление и исцеление человека (елей в древности чаете использовался при лечении).

Наконец, наступает самый главный момент Крещения. Человек трижды погружается в воду, после чего облачается в белые крестильные одежды, которые символизируют чистоту его души после Крещения.

После определенной молитвы совершается Таинство Миропомазания, вслед за которым в древности новокрещеные отправлялись крестным ходом со свечами и песнопениями из баптистерия (крестильни) в храм, где в это время совершалась Литургия. Сейчас такого большого крестного хода не бывает, но в память об этом совершается троекратное обхождение купели со свечами и с таким же песнопением, как и в древности: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся” (“Вы, которые крестились во имя Христово, во Христа облеклись”). Как и на древней Литургии, читается апостольское послание и Евангелие.

В древности на этом чин Крещения заканчивался, а остальные священнодействия омовения и пострижения совершались на восьмой день после Крещения. Но уже несколько столетий эти действия совершаются сразу после чтения Евангелия. С крещеного снимают крестильные одежды, а помазанные Святым Миром части тела омываются священником, чтобы святыня, небрежно смытая дома, не была в поругании.

Весь чин завершается символическим пострижением крещеного. Что символизирует это пострижение? В древности на Востоке был такой обычай: если человек продавался в рабство, то новый господин в знак своей власти остригал ему голову. Человек после Крещения становится тоже рабом — рабом Божиим, что является не унизительным, а почетным званием.

Два Таинства (Крещение и Миропомазание) совершены в крестильне, но предстоит еше одно Таинство — Святое Причащение, поскольку в Православной Церкви принято совершать вместе эти три Таинства. Новокрещеные отправляются в храм, куда входят со словами: “Воцерковляется раб Божий...” — совершается чин воцерковления. Человек входит в храм для поклонения Богу. Самое святое место в храме — алтарь, а в алтаре самое святое — престол. Крещеные женского пола поставляются перед алтарем, а мужского пола вводятся для поклонения Богу в алтарь.

После воцерковления крещеные впервые в жизни причащаются Святых Христовых Тайн. Единственный раз человек причащается без обычной подготовки, не читая определенных молитв и не исповедуясь. А вот уже в следующий раз человек должен обязательно готовиться ко Причащению исповедью, постом и молитвой.

После Причащения Святых Христовых Тайн остается только пожелать крещеным стараться вести себя достойно, чтобы не оскорбить Бога, который пребывает сейчас с нами, а также выразить надежду, что теперь храм будет для них родным домом.

О подготовке к Крещению

К принятию Таинства Крещения следует готовиться заранее. Взрослым желательно посетить при храме специальные беседы для «оглашенных» (готовящихся принять Крещение и изучающих основы православной веры).

В дни перед принятием Таинства нужно читать Евангелие и книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. В это время не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные проблемы.

Необходимо посвятить его духовно-нравственным размышлениям, сосредоточиться на внутренней жизни. Перед Крещением хорошо избегать суеты, пустых разговоров, смотрения телевизора и участия в увеселениях. По возможности, необходимо соблюдать пост в течение 2-3 дней. В сам день Крещения нужно с утра не есть, не пить и не курить, живущим в браке накануне ночью воздержаться от супружеского общения. Являться ко Крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Женщины в месячной нечистоте не приступают к купели Крещения до окончания этих дней. Кроме того, женщины приходят креститься без косметики и украшений.

О восприемниках

После погружения младенца в купель крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название — восприемник.

Имя крещаемого

При Крещении человеку дается имя в честь одного из святых Православной Церкви. Этот святой является небесным покровителем крещеного. День памяти святого называется днем Ангела. Человеку следует знать житие своего небесного покровителя, а также стараться причаститься в ближайший день ко дню своего небесного покровителя.

Когда положено крестить детей?

Определенных правил в этом вопросе не существует. Но обычно детей крестят на 40-й день после рождения, хотя это можно сделать раньше или позже.

В каком случае священник может отказать человеку в Крещении?

Православные верят в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Основоположником христианской веры был Сын — Господь Иисус Христос. Поэтому человек, не принимающий Божественность Христа и не верящий в Святую Троицу, не может быть православным христианином. Также не может стать православным христианином человек, отрицающий истины православной веры. Священник имеет право отказать человеку в Крещении, если тот собирается принять таинство как некий магический обряд или имеет какое-то языческое верование относительно самого Крещения.